затраты времени и труда по сравнению с затратами на выполнение этой работы непосредственно по первоисточнику. В связи с этим реферирование и индексирование следует рассматривать как двуединый процесс раскрытия содержания первичного документа. Так как реферирование предшествует индексированию, важно, чтобы в реферате нашли отражение те ключевые слова, которые составляют ядро текста первичного документа.
При условии охвата реферированием всех основных изданий в какой-либо отрасли науки и техники по содержанию рефератов можно судить о приращении информации в соответствующей отрасли знания. Поскольку рефераты отражают новейшие сведения, их можно использовать (не прибегая к первичным документам) при решении задач прогнозирования.
Таким образом, реферат является многофункциональным вторичным документом – информационной моделью первоисточника. Ему присущи функции: информативная, индикативная, коммуникативная, справочная. Поисковая, адресная, сигнальная, прогностическая, индексирования.
Уровень развития современного государства определяется не только экономическими и политическими ресурсами, но также состоянием информационного обслуживания субъектов общественных отношений (индивидуальных и коллективных), уровнем информационного потенциала социума в целом [23]. В процессе функционирования разного рода организаций (коллективных потребителей информации - фирм, компаний, научно-производственных комплексов, корпоративных объединений и пр.) зарождается, развивается и совершенствуется огромное количество перманентных и временных связей. В первом приближении они представляются как нечто случайное. Однако, как правило, большинство из них подчинены конкретным социальным законам. Социальные законы определяют отношения между людьми и группами людей (организациями), проявляются в процессе их жизнедеятельности [24].
Одним из таких законов, в настоящее время во многом определяющим жизнедеятельность всех субъектов социума, является закон информированности и упорядоченности. Одно из определений этого закона гласит: любая социальная организация (то есть коллективные потребители информации) [25] способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена полной и упорядоченной (структурированной) информацией. Под полнотой, естественно, понимается возможность доступа к информационным ресурсам всех заинтересованных субъектов социума, с одной стороны, и уровнем развития коммуникационных связей – с другой. Упорядоченность информации – это возможность выбора потребителем – субъектом информационной среды – релевантной информации, необходимой ему в его непосредственной практической деятельности.
Информация, как известно, есть превращенная форма знания. Изобретение И. Гутенбергом в 1448 году книгопечатания послужило переворотом во всей системе распространения знаний. В настоящее время принцип коммуникативности позволяет выделить четыре основные исторически сложившиеся разновидности книги: произведение, рукопись, печатное издание и электронное издание [26].
Вторичные издания – библиографические (БИ), реферативные (РИ), обзорные (ОИ) - являются важным средством распространения информации, обеспечения жизнедеятельности социума. Как показали проведенные исследования [27], эти издания являются многофункциональными. Одна из функций – информативная; она проявляется в обеспечении соответствующих категорий читателей необходимой информацией, которую они используют в своей деятельности. Таким образом, правомерно говорить, что социальный закон информированности и упорядоченности реализуется, в частности, посредством ИИ.
Закон информированности и упорядоченности является объектом исследования специалистов различных отраслей знания – менеджмента, маркетинга, социологии, теории организации и пр. Книговеды же этой важной проблеме уделяют явно недостаточно внимания, хотя книга в различных ее формах, наряду с другими средствами распространения информации, обеспечивает функционирование данного закона. Отдельные исследования, конечно, ведутся [28], но формы и методы реализации закона информированности и упорядоченности с помощью книги остаются пока на периферии проблематики фундаментальных книговедческих исследований. В этой связи представляется актуальным рассмотрение вопросов, связанных с информационным обеспечением деятельности коммерческих организаций посредством ИИ.
Организации такого типа относятся к целевым управляемым динамическим системам. Эффективное управление ими может быть осуществлено только при условии правильного информационного обеспечения. Собственно говоря, коммерческие организации в этом плане не являются чем-то уникальным. Информация, как отмечалось выше, давно превратилась в третий ресурс развития общества, наряду с материей и энергией. Следовательно, от эффективности информационного обеспечения во многом зависит уровень развития общества и его институтов.
Основой целевой установки большинства коммерческих организаций (субъектов общественных отношений) является коммерческая идея, то есть то, каким образом организация будет получать доход. Известно, что в бизнесе и коммерции побеждает тот, кто владеет информацией, поэтому система управления деятельностью коммерческой организации должна быть обеспечена конкретной информацией, удовлетворяющей требованиям полноты, достоверности и оперативности. Именно этим требованиям отвечают ИИ.
Система РИ является открытой, то есть регулярно пополняется новыми изданиями в соответствии с потребностями общества. Так, с 1997 года в ВИНИТИ издаются реферативный журнал «Медицина» и реферативный сборник «Новости науки и техники» серии «Медицина», охватывающие важнейшие направления экспериментальной и клинической медицины и в значительной мере решившие проблему информационного обеспечения в этой области [29], возникшую после фактически прекращения выпуска ВНИИМИ Медицинского реферативного журнала (МРЖ).
Как уже отмечалось, существенным отличием РИ от других видов ИИ является их многофункциональность, что обусловлено главным образом многофункциональностью рефератов [30].
---------------
23. Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Туров И.С., Черный А.И. Инфосфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. – М.: ВИНИТИ, 1996. – 489 с.
24. Рогожин С.В. Теория организации: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУК, 1998. – 64 с.
25. Прим. автора. – А.Ш.
26. Ленский Б.В. Место книги в современных информационных потоках// Научная книга. – 1999. - №1-2. - С. 40-57.
27. Конюшко А.Е. Функциональные свойства реферативных изданий// НТИ. Сер. 1. – 1993. - №4. – С. 17-20.
28. Байдаков А.А. Информационные блоки в корпоративном журнале. – Тез. док. VI Межд. науч. конф. «Информатизация технологии в печати». – М., 1999. – С. 25-27; Князев И.В. Информация как отражение специфики деятельности научно-производственного комплекса. Книговедческий аспект. – Материалы 41-й науч.-техн. конф. проф.-преп. состава, аспирантов и научных сотрудников МГУП. – М., 2001. – С. 247-249.
29. Арский Ю.М. Издательская деятельность ВИНИТИ// Научная книга. - 1999. - NN 1 - 2. - С. 104 - 112.
30. Горькова В.И., Борохов Э.А. Реферат в системе научной коммуникации. Направления совершенствования лингвистических и структурных характеристик. – М.: ВИНИТИ, 1987. – 323 с. (Итоги науки и техники. Сер. Информатика/ ВИНИТИ, Т. 11).
Продолжение
В начало документа
Хотите заработать - кликните здесь!
 

Hosted by uCoz