Тема 3
РЕФЕРАТ - ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПЕРВОИСТОЧНИКА

Для теории и практики подготовки рефератов важное значение имеет проникновение в интеллектуальный механизм процесса реферирования. Эту задачу можно решать, опираясь на тот факт, что содержание реферата обусловлено содержанием реферируемого документа. При этом не следует считать помехой, что в определенных случаях рефераты включают некоторую дополнительную информацию. Важно другое: реферат как вторичный документ имеет главной целью раскрыть содержание первичного документа таким образом, чтобы обратить внимание читателя на основную информацию и передать ее в предельно сжатой форме. Отсюда допустим вывод, что процессы реферирования обладают некоторыми сходными чертами и основываются на единых приемах, которые не зависят от конкретной отрасли знаний и подчиняются закономерностям человеческого мышления.
Так как операции подготовки рефератов отражают общие закономерности мыслительного процесса, связанного со словесным представлением информации (в данном случае извлекаемой из первичного документа), указанные операции уместно называть логическими. Для этого имеется еще одно основание, поскольку реферирование в известном смысле может быть сравнимо с процессом человеческого познания в целом. Действительно, как при реферировании, так и при познании человеком объективной действительности (от чувственного восприятия к высшей логической ступени) осуществляется извлечение и отбор информации, ее аналитико-синтетическая переработка и представление во все более обобщенных формах.
Если рассматривать логические операции выделения и представления информации при составлении и редактировании рефератов, то прежде всего следует остановиться на анализе.
Анализ – это операция расчленения вещи, явления, свойства или отношения между предметами и явлениями на составные элементы, выполняемая в процессе познания и практической деятельности. Анализ предмета дает возможность изучать его свойства, части, отношения. Он протекает в единстве с синтезом и непосредственно связан с операциями абстрагирования и обобщения, для которых анализ – необходимое условие и предпосылка.
В области общего редактирования анализ выступает в одной из своих форм, когда конкретный текст рассматривается главным образом как единое целое, хотя при этом и выделяются такие элементы, как актуальность темы, уровень ее разработки, содержательность и т.д. Подобной формой анализа пользуется также редактор, работающий с рефератами, и это свидетельствует о том, что их обработка основывается прежде всего на общих принципах теории и практики редактирования. Что же касается составления реферата, то здесь требуется особенно глубокое проникновение в содержание реферируемого документа, результатом чего является переработка информации и представление ее в новой форме. В процессе анализа содержание разделяется на части. При выполнении данной операции подготовки реферата, в том числе на определенном этапе его редактирования, приходится отвлекаться от того, что не имеет прямого отношения к содержанию, в частности от языка и стиля первичного документа.
В логическом единстве с анализом проводится синтез информации, ее логическое комплексирование, обобщение, поиск емких и точных средств и форм ее представления. Применительно к процессу реферирования синтез – это соединение в одно логическое целое ценной информации, выявленной в результате анализа содержания первичного документа. При этом реферирование не осуществляется путем механической перестановки и соединения отдельных элементов текста первоисточника. Если было бы так, то подготовка рефератов не представляла бы столь сложной и трудноразрешимой задачи для автоматизации. В процессе синтеза создается новый документ, обеспечиваются новое взаимодействие, взаимосвязь и логическое комплексирование ценной информации, отвечающей целевому назначению реферата. Анализ и синтез как две взаимосвязанной стороны интеллектуальной деятельности при составлении и редактировании реферата неотделимы друг от друга.
Вычленению отдельных интересных для потребителя сведений, отвлечению от второстепенных данных первоисточника помогает операция абстрагирования. Умение отвлечься от несущественного – гарантия того, что основная (самая ценная и новая) информация, необходимая потребителю, будет как бы «вылущена» из содержания реферируемого документа и представлена в реферате.
Соблюсти строгую последовательность и логическое комплексирование отдельных мыслей, изложить взаимосвязанно и компактно содержание реферата помогает такой прием, как обобщение. Операция обобщения в процессе реферирования приобретает особое значение и специфику. В первичном документе наиболее существенное может быть изложено очень широко и подробно. При составлении и редактировании реферата приходится отбрасывать все единичное, повторяющееся. Применительно к реферату обобщение – это поиск новых, более емких средств и форм представления информации, в результате чего достигается ее свертывание. На основе изученного содержания реферируемого документа устанавливают иерархическую взаимосвязь и степень важности различных фактов и идей. При работе над рефератом часто требуется свести путем обобщения ряд понятий в более широкое по объему понятие, например несколько видовых понятий заменить одним родовым. Так, использование в первоисточнике понятия «реферативные журналы», «библиографические издания», «обзоры» могут быть обобщены при составлении реферата и заменены понятием «вторичные документы».
Обобщения или абстракции позволяют достигнуть краткости без снижения ясности, особенно в рефератах больших работ, например научных монографий. При условии стандартизации абстракций обеспечивается хорошее представление характеристик основного содержания первичного документа, что, в свою очередь, может быть базой для проведения операций автоматизированного поиска.
Таким образом, реферирование – интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление, аналитико-синтетическую переработку информации и создание нового документа – реферата, обладающего специфической языково-стилистической формой.
Рассмотренные логические операции неотделимы от практических процедур составления реферата, которые, как правило, сводятся к следующему.
1. Общее ознакомление с реферируемым документом с целью оценки его темы, содержания, целевой направленности, читательского адреса, структуры, объема, что достигается путем чтения заглавия, авторского резюме, введения, оглавления, просмотра текста, иллюстраций, формул. В итоге складывается общее впечатление о первичном документе и может быть определен вид реферата.
2. Чтение документа, в ходе которого выделяются существенные, ключевые элементы содержания. Явления. события, процессы и другие факты сравнивают с тем, что известно о них референту. Определяют глубину и степень сходства или различия сравниваемой информации, на основе чего выявляют новое, полезное в содержании первоисточника. Для обозначения ценной информации в тексте могут быть использованы различные знаки, каждый из которых целесообразно соотносить с соответствующим аспектом содержания. По ходу чтения делают необходимые заметки, выписки. Так формируется основа содержания реферата, которая становится затем объектом дальнейшего анализа и синтеза.
3. Анализ выделенных сведений и окончательный отбор самых важных, достойных включения в реферат. Определяется круг смысловых аспектов, которые будут отражены в реферате.
4. Построение схемы изложения, в соответствии с которой производится ранжирование и логическое комплексирование информации. Составление перечня аспектов и выбор схемы построения реферата направлены на то, чтобы собрать воедино и логически стройно и взаимосвязанно изложить сведения, которые извлечены из различных мест текста первоисточника.
5. Написание и литературная отделка реферата. Ко времени написания содержание первичного документа должно быть проанализировано полностью и мысленно сформирован синтезированный результат, требующий словесного оформления в реферат.
Целевое назначение реферата наиболее полно раскрывается при рассмотрении его функциональных свойств. Самым существенным, отличительным, функциональным свойством реферата является информативность. Из всех вторичных документов ни аннотация, ни библиографическое описание не раскрывают так полно основное содержание первоисточника, как реферат.
Отвечая на вопрос «Что сказано, что излагается в первичном документе?», реферат позволяет в целостном, обобщенном виде увидеть главное в содержании первичного источника. Наблюдения показывают, что чтение рефератов может сэкономить до 90% времени, необходимого для прочтения первичных документов. Более того. нередко рефераты заменяют первичные документы. Прежде всего это касается расширенных рефератов. Часто потребители ограничиваются чтением рефератов, когда нужная им информация относится не к основной теме их работы, а к смежным вопросам или когда первичный документ опубликован на иностранном языке. В последнем случае потребитель не всегда может воспользоваться оригиналом – сказываются психологические, языковые и организационные причины. Отсюда вытекает, что рефераты необходимы как средство распространения информации о новых достижениях зарубежной науки и техники. Они являются средством преодоления языковых барьеров, способствуют научной коммуникации в международном масштабе, иначе говоря, выполняют коммуникативную функцию.
Реферат нужно рассматривать также в качестве поисковой системы. Пользуясь рефератами, потребитель осуществляет по ним непосредственный поиск информации, причем информации фактографической. В этом проявляется поисковая функция реферата, а также функция справочная, поскольку извлекаемая из реферата информация во многом представляет справочный интерес. Справочные возможности реферата целесообразно учитывать при комплектовании справочно-информационных фондов, при организации целенаправленного информирования (целевой реферат) и т.д.
Поисковые свойства реферата не следует ограничивать, связывая их только с решением справочно-информационных задач. В самом широком смысле реферат приходится рассматривать как поисковый образ первичного документа, его информационную модель. Благодаря этому важнейшему свойству реферат применяется ныне для текущего и ретроспективного поиска документов в ИПС с использованием средств автоматизации. Примером может служить АИПС ВИНИТИ «АССИСТЕНТ».
Эффективность информационного поиска во многом зависит от семантической адекватности и эквивалентности рефератов первичному документу и от их лексических и языково-стилистических средств. Чтобы реферат выполнил поисковые функции, он должен характеризовать реферируемый источник не только содержательно, но и описательно (иногда в реферате ограничиваются названием или перечислением основных вопросов содержания). Это еще одно свойство реферата, которое принято называть индикативностью. В целом реферат, выполняя индикативную функцию, указывает на существование, наличие соответствующего документа (например, депонированной научной работы). Вместе с тем реферат описательно характеризует отдельные элементы содержания и передает библиографические признаки. Точным библиографическим описание первичного документа одновременно достигается и то, что реферат способен выполнять адресную функцию, без чего, естественно, невозможен документальный информационный поиск.
Такой поиск непременно связан с просмотром рефератов, которые систематизированы РИ. Замечено, что чем ближе поисковый аппарат к фонду первичных документов, тем меньшее значение имеет информативность реферата, так как потребитель может обратиться непосредственно к первичному источнику. И, как уже отмечалось, иначе обстоит дело, если потребитель ограничен в возможностях воспользоваться непосредственно первичным документом.
Публикуемые в РИ рефераты выполняют также сигнальные функции, сообщая о выходе в свет и о наличии первичного источника информации. Сигнальные функции рефератов проявляются, когда с их помощью осуществляется оперативное информирование о планах выпуска изданий, о существовании неопубликованных, в том числе депонированных, научных работ. Для современной НИД важно, чтобы рефераты подготавливались и доводились до потребителя, упреждая выход в свет первичного документа.
Реферат пригоден для решения еще одной важной задачи. Он может быть использован для индексирования содержания текста первичного источника, что существенно (в 2 – 4 раза) сокращает

Продолжение см. ниже по ссылке.
Продолжение
В начало документа
Хотите заработать - кликните здесь!
 

Hosted by uCoz