![]() |
![]() А.Е.Шиманов в докладе «Об использовании компьютерной техники при подготовке редакторов» заострил внимание на специфике подготовки редакторов информационных изданий, выпускаемых в автоматизированном режиме. В частности, было отмечено, что при изучении дисциплины «Аналитико-синтетическая переработка информации» с использованием персональных компьютеров студенты подготавливают библиографические описания (монографические и аналитические) первичных источников информации, информативные и индикативные рефераты. Причем перед студентами ставится задача при реферировании первоисточников не просто эмпирическим путем осуществлять аналитико-синтетическую переработку информации, а использовать различные научные методики информационного свертывания, в частности, поаспектный метод реферирования, информационно-классификационный метод реферирования, фасетный метод реферирования. Доклад Л.В.Зиминой «Интернет и книгоиздание. К вопросу о формировании нового учебного курса для редакторов» посвящен обсуждению перспектив развития современного традиционного книгоиздательского дела и электронного издания. Отмечено, что по завершении курса студенты должны: 1) знать основные термины, связанные с использованием новых сетевых технологий; 2) осуществлять поиск в Интернет (по ключевому слову, адресу, запросу) необходимых библиографических, текстовых, визуальных и прочих материалов; 3) знать основы веб-дизайна и проектирования веб-страниц; 4) овладеть современными принципами научной коммуникации в пространстве глобальных информационных сетей (в частности, участвовать в проведении телеконференций); 5) научиться использовать поисковые возможности электронных библиотек (университетских, государственных, персональных) и производить отбор релевантных источников; 6) иметь представление о современных текстологических принципах сетевой архивации и подготовке гипериздательских проектов. В рамках Юбилейной научно-технической конференции «70 лет МПИ-МГАП-МГУП» работала «Секция издательского дела и редактирования». Доклад О.В.Коланьковой «Электронные научные издания в сети Интернет» тематически перекликается с рассмотренным выше докладом Л.В.Зиминой. В докладе сформулированы требования, которым должна удовлетворять электронная издательская система, чтобы она отвечала нуждам отдельных специалистов, научных сообществ, работников библиотек и систем межбиблиотечного обмена, в частности, необходимость круглосуточного доступа к электронным документам при работе во всех больших компьютерных сетях; обеспечения защиты первоисточника от искаженийи т.д. С.Г.Антонова в докладе «Развитие редактирования как учебной дисциплины» подчеркнула, что одним из перспективных направлений дальнейшего совершенствования редактирования как учебной дисциплины является использование в учебном процессе результатов анализа подготовки электронных изданий и участия, роли и места в этом процессе редактора. Так, в настоящее время расширяется круг практических заданий, выполняемых на персональном компьютере. Эти задания, как правило, имеют комплексный характер, предполагают применение всего арсенала современных информационных технологий. «Секция издательского дела и редактирования» работала также в рамках 40-ой Научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и научных сотрудников МГУП. В докладе А.А.Захарченко «Актуальные задачи применения компьютерных технологий в работе редактора (в порядке постановки проблемы)» отмечена необходимость разработки теоретических и методических основ системного подхода к процессу компьютерной обработки текста авторского произведения редактором. При этом ставятся следующите задачи: 1) раскрыть теоретические и практические возможности современных компьютерных технологий (программных продуктов) в различных областях книгоиздания (при подготовке издания, в сфере продвижения книги к читателю и пр.); 2) оценить эти программы, применяемые в профессиональной редакторской деятельности; 3) научно обосновать возможность использования искусственного интеллекта в отдельных операциях (действиях), выполняемых редактором; 4) показать на примере рассмотрения рассмотрения одной из систем интеллектуальной лингвистической поддержки русского языка возможности повышения эффективности компьютерной обработки текста; 5) теоретически обобщить накопленный эмпирический материал по применению современных редакционно-издательских технологий с целью использования полученных результатов в процессе компьютерной обработки текста. К.А.Митько в докладе «Создание электронного учебника: редакторский аспект» акцентировала внимание на необходимости интеграции новых форм книги с традиционными. Отмечено, что электронный учебник начинает взаимодействовать с «бумажным» в рамках многообразных отношений: преподаватель – студент, лекция – семинар – самостоятельная работа, очное – заочное – дистанционное обучение и т.д. Итак, можно сделать главный вывод: прочитанные на конференциях доклады свидетельствуют о том, что новые информационные технологии выводят на качественно новый уровень современное книгоиздание, способствуют повышению качества изданий, их значимости в жизни общества. Электронные издания ни в коем случае не призваны заменить «бумажные». Более того, новые информационные технологии являются важным фактором развития книгоиздания, открывают перед ним новые перспективы. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |