Аналитико-синтетическая переработка информации как учебная дисциплина

А.Е.Шиманов
Рассматриваются основные аспекты изучения дисциплины “Аналитико-синтетическая переработка информации” в Московском государственном университете печати.

Аналитико-синтетическая переработка информации (АСПИ) - важная составляющая современной научно-информационной деятельности [ 1 ]. Библиографирование, аннотирование, индексирование, реферирование, научный перевод, составление обзоров, наряду с редактированием информации, составляют основу издательского процесса при подготовке и выпуске информационных изданий. В работе [ 2 ] рассматривались основные аспекты подготовки редакторов информационных изданий в Московской государственной Академии печати (ныне Московский государственный университет печати - МГУП). Учебная дисциплина “Аналитико-синтетическая переработка информации” является одной из ключевых: знание основных форм и методов компрессии информации редактору крайне необходимо, поскольку, являясь главным действующим лицом издательского процесса [ 3 ], он несет основную ответственность за качество информационного издания, будь то библиографический указатель, реферативный журнал или обзор.
Рассматриваемую учебную дисциплину студенты Факультета книжного дела и рекламы (дневная и вечерняя формы обучения) изучают на V курсе. Методической основой преподавания дисциплины является рабочая программа, разработанная на Кафедре издательского дела и редактирования и утвержденная Ученым советом факультета [ 4 ]. В результате изучения курса студенты должны овладеть основными навыками свертывания информации, подготовки вторичных информационных документов.
Учебная дисциплина “Аналитико-синтетическая переработка информации” включает 6 тем, каждая из которых посвящена всестороннему изучению конкретного вида АСПИ.
При изучении темы “Библиографирование” внимание студентов в первую очередь обращается на положения ГОСТ 7.1-84 [ 5 ]. В частности, на лекционных занятиях студенты знакомятся с обязательными элементами библиографического описания, обеспечивающими идентификацию документов, и факультативными элементами, которые дают дополнительную информацию о документе (его содержании, читательском назначении, иллюстративном материале и т.д.). Студентам дается полный перечень условных разделительных знаков, предшествующих областям и элементам библиографического описания, примеры библиографического описания книг, сериальных изданий, нормативно-технический и технических документов, депонированных научных работ, неопубликованных документов, составной части документа. Кроме того, изучается опыт библиографической деятельности ведущих отечественных информационных центров, в первую очередь ВИНИТИ [ 6 ], на который возложены функции головной организации Государственной системы научно-технической информации [ 7 ], и зарубежных организаций, выпускающих широко известные в научной мире библиографические издания, такие как “Current Contents”, “Index Medicus”, “Science Citation Index” [ 8 ]. На практических занятиях студенты проводят сравнительный анализ отечественных библиографических изданий и зарубежных аналогов, выявляют их достоинства и недостатки, определяют возможные пути совершенствования. Практические занятия проводятся с использованием современных персональных компьютеров (Pentium-100), оснащенных операционной системой Windows-98; при этом каждый студент в процессе обучения принимает участие в деловых играх.
Следующей темой анализируемой учебной дисциплины является “Аннотирование “. Как и при изучении предыдущей темы, в первую очередь на лекционных занятиях внимание студентов обращается на положения нормативных документов, в частности ГОСТ 7.9-95 “Реферат и аннотация” [ 9 ]. Затем рассматривается типология аннотаций, при этом основной упор делается на анализ справочных (сигнальных) и рекомендательных аннотаций. Получив необходимые теоретические знания, студенты приступают к практической работе на персональных компьютерах - составлению аннотированного библиографического указателя в электронной форме. В качестве источников АСПИ используются современные отечественные периодические издания научного профиля, например сборник “Научно-техническая информация” (Серия 1). Завершающим этапом изучения данной темы, как и предыдущей, является деловая игра.
Тема “Индексирование” является для студентов одной из самых сложных, поскольку классификацией информации (например, по Универсальной десятичной классификации) в практической редакторской деятельности занимаются далеко не все. Сначала на лекционных занятиях студентам дается общая характеристика традиционных информационно-поисковых языков (иерархических классификаций, алфавитно-предметных классификаций, фасетных классификаций). Затем изучаются дескрипторные информационно-поисковые языки; основной упор делается на координатное индексирование, используемое, в частности, в ВИНИТИ [ 10 ]. На практических занятиях студенты, используя координатное индексирование, учатся составлять поисковые образы документов научных статей в периодических изданиях. В заключение изучения данной темы студенты составляют электронный библиографический аннотированный каталог, в конце которого помещается алфавитно-предметный указатель, подготовленный на основе поисковых образов документов.
Тема “Реферирование” является самой объемной в плане материала, который студенты должны усвоить. Это объясняется тем, что реферат - многофункциональный документ [ 11 ], требующий всестороннего рассмотрения. В начале изучения данной темы студентам опять-таки даются основные положения нормативного документа - ГОСТ 7.9-95 [ 9 ]. Далее на лекционных занятиях подробно рассматривается типология рефератов: изучаются рефераты информативные и индикативные; монографические (одноисточниковые), сводные, аспектные и фрагментные; целевые и общие; краткие и расширенные; текстовые, анкетные и табличные. После этого всесторонне рассматриваются функции реферата в научной коммуникации, в частности информативная, индикативная, научно-коммуникативная, справочная, прогностическая и пр. Студенты знакомятся также с научными основами реферирования - поаспектным реферированием [ 12 ], информационно-классификационным реферированием [ 13 ], фасетным реферированием [ 14 ]. На практических занятиях студенты сначала проводят сопоставительный анализ отечественных реферативных журналов (“Издательское дело и полиграфия”, “Информатика” и пр.) и зарубежных аналогов (“Information Science Abstracts”, “Library & Information Science Abstracts”) на предмет качества опубликованных в этих изданиях рефератов. Затем с использованием персональных компьютеров студенты готовят электронный реферативный каталог, каждый документ которого состоит из трех частей:
1) библиографическое описание первичного источника информации (научной статьи);
2) поисковый образ документа (реферата);
3) текста реферата.
Завершается изучение темы деловой игрой с использованием компьютерной техники; схема игры - редактор---референт---редактор. Требования, предъявляемые к редактору и референту, определяются “Методическим пособием для референтов и редакторов Реферативного журнала ВИНИТИ” [ 15 ].
Темы “Научный перевод” и “Составление обзоров” являются завершающими в учебной дисциплине “Аналитико-синтетическая переработка информации”.
При изучении проблем научного перевода внимание студентов прежде всего обращается на то, что “... перевод есть процесс преобразования речевого произведения на одном языке в речевое произведение на другом языке при сохранении неизменного плана содержания, то есть значения” [ 16 ]. Подчеркивается, что текст перевода не полностью идентичен с исходным текстом в его форме или содержании в силу тех ограничений, которые обусловлены разницей в форме и семантике между исходным языком и языком перевода. Теория и практика научного перевода рассматривается не изолированно, а с учетом задач подготовки и выпуска экспресс-информации - реферативного издания, в котором публикуются расширенные (концептографические) рефераты. На практических занятиях студенты занимаются преобразованием научных переводов в расширенные рефераты для экспресс-информации, подготавливая с использованием компьютерной техники электронные каталоги расширенных рефератов.
Цель изучения темы “Составление обзоров” - сформировать у студентов представление о методике подготовки библиографических, реферативных и аналитических обзоров. С учетом специфики темы (из-за нехватки времени невозможно подготовить даже небольшие по объему обзоры в условиях компьютерной лаборатории МГУП) студентам предлагается составить аналитический обзор во время внеаудиторной работы. В качестве предмета обозрения рекомендуются издательское дело, информатика, вычислительная техника и пр. отрасли знания.
По дисциплине “Аналитико-синтетическая переработка информации”, согласно учебному плану, студенты сдают зачет, который слагается из оценки всех выполненных в течение семестра работ. Если представленные студентом роботы не соответствуют предъявляемым требованиям, то он должен выполнить дополнительное задание, например составить информативный реферат предложенной научной статьи или преобразовать научный текст в концептографический реферат. При положительной оценке дополнительной работы студент получает “зачет”.


Список использованной литературы

1. Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Туров И.С., Черный А.И. Инфосфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. - М.: ВИНИТИ, 1996. - 490 с.
2. Конюшко А.Е. Подготовка редакторов информационных изданий в Московской государственной Академии печати// НТИ. Сер. 1. - 1996. - N 1. - С. 18-20.
3. Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник. - М.: Изд-во МГУП, 1999. - 256 с.
4. Конюшко А.Е. Рабочая программа по дисциплине “Аналитико-синтетическая переработка информации”. - М.: МПИ, 1992. - 12 с.
5. ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления// Стандарты по издательскому делу/ Джиго А.А., Калинин С.Ю. - М.: Юристъ, 1998. - С. 9 - 74.
6. Библиографическое описание документов в информационных изданиях и базах данных ВИНИТИ. - М.: ВИНИТИ, 1988. - 134 с.
7. Арский Ю.М. Издательская деятельность ВИНИТИ// Научная книга. - 1999. - NN 1-2. - С. 104-112.
8. Шиманов А.Е. Библиографические издания - важная составляющая информационного потенциала страны. - Тез. док. Девятой межд. науч. конф. по проблемам книговедения. - М., 2000. - С. 87-88.
9. ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация// Стандарты по издательскому делу/ Джиго А.А., Калинин С.Ю. - М.: Юрист, 1998. - С. 132 - 137.
10. Временная инструкция по координатному индексированию документов. - М.: ВИНИТИ, 1983. - 21 с.
11. Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов: Вопросы теории и практики// Гречихин А.А., Здоров И.Г., Соловьев В.И. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат. - М.: Книга, 1983. - С. 199-320.
12. Соловьев В.И. Подготовка и редактирование информационных изданий; Учебное пособие. - М.: МПИ, 1986. - 72 с.
13. Соловьев В.И. , Конюшко А.Е. Универсализация подготовки реферата многоцелевого назначения// НТИ. Сер. 1. - 1991. - NN 7-8. - С.
14. Жолкова А.И. К вопросу о реферировании научно-технической периодики в реферативном журнале ВИНИТИ// НТИ. Сер. 1. - 1970. - N 5. - С. 24 - 25.
15. Методическое пособие для референтов и редакторов Реферативного журнала ВИНИТИ. - М.: ВИНИТИ, 1986. - 100 с.
16. Степанов В.Г. Теоретические основы редактирования переводной литературы: Конспект лекций. - М.; Изд-во МГАП “Мир книги”, 1997. - 59 с.
Хотите заработать – кликните здесь!
 

Hosted by uCoz