МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный университет печати Утверждена проректором по учебной работе _______________________ «_____»_____________________200 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине “Издания отраслевой литературы” по направлению «Специалист книжного дела» специальности 021500 “Издательское дело и редактирование” Факультет книжного дела и рекламы Кафедра издательского дела и редактирования Наименование Форма обучения Очная Очно-заочная Заочная курс сем. часы курс сем. часы курс сем. часы IV 7 VI 11 VI Лекции 34 14 14 Практические занятия 34 14 14 Курсовая работа - - - Зачет - - - Экзамен 8 11 11 Всего часов 150 150 150 Самостоятельная работа 74 111 111 Москва - 2004 Составитель: Шиманов Александр Евгеньевич Рецензент: А.Н. Полянский (доцент МГУП) Рабочая программа обсуждена на кафедре издательского дела и редактирования ___________, протокол N _______________ Зав. кафедрой _____________________ Одобрена Советом книжного дела и рекламы факультета ______________, протокол N Председатель _____________________ Состав рабочей программы учебной дисциплины 1. Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.2. Требования к знаниям и умениям 1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины 2. Содержание дисциплины 2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий 2.2. Практические занятия, их содержание и объем в часах 2.3. Курсовой проект (работа), его характеристика 3. Учебно-методические материалы по дисциплине 3.1. Основная и дополнительная литература 3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим средствам 4. Учебно-методическая карта дисциплины 5. Протокол согласования рабочей программы дисциплины с другими дисциплинами специальности 1. Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям 1.1. Цель и задачи изучения дисциплины Вступление России в эпоху рыночных отношений, кардинальные изменения во всех сферах политической, культурной и общественной жизни предъявляют качественно иные требования к сфере книгоиздания. Среди всего многообразия форм и методов редакционно-издательской работы особое место занимают процессы, связанные с моделированием изданий, рецензированием произведений, их редактированием и подготовкой различных элементов аппарата. Эти обстоятельства выводят курс «Издания отраслевой литературы» в число основных дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 021500 “Издательское дело и редактирование”. Цель изучения дисциплины - дать студентам, будущим редакторам, знания в области теории и практики подготовки отраслевых изданий. Потребность в освоении данного курса обусловлена самим характером редакторской деятельности, центральным местом и активной ролью редактора в подготовке отраслевых изданий. Знания в области подготовки отраслевых изданий необходимы редактору еще и потому, что он должен владеть общей издательской культурой, как всякий специалист, заинтересованный в эффективном решении своих функциональных задач. 1.2. Требования к знаниям и умениям В результате изучения материала, предусмотренного данной рабочей программой, студенты должны получить представление о формах и методах работы редактора над отраслевой монографией, отраслевым сборником научных статей, информационными изданиями по различным отраслям знаний, отраслевой энциклопедией. В методике обучения занятия с преподавателем строятся таким образом, чтобы побуждать студентов к активным творческим решениям. С этой целью предусматривается широкое использование в учебном процессе персональных компьютеров, самостоятельная работа студентов по выполнению конкретных заданий, например разработка концепции отраслевого издания. 1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины Освоение комплекса вопросов данной дисциплины должно способствовать закреплению, углублению и более прочной связи с практикой тех знаний, которые студенты приобретают при изучении дисциплин редакторского цикла - “Редактирование. Общий курс”, “Технология редакционно-издательского процесса”, “Редакторская подготовка изданий”. 2. Содержание дисциплины 2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий 2.1.1. «Издания отраслевой литературы» как учебная дисциплина; ее предмет, объект, источники Очная форма обучения – 2 часа. Очно-заочная форма обучения – 2 часа. Заочная форма обучения – 2 часа. «Издания отраслевой литературы» как учебная дисциплина вооружает студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, знакомит с основными этапами работы редактора над различными отраслевыми изданиями – монографиями, сборниками, энциклопедиями и пр. подготовка изданий». Предмет и объект дисциплины “Издания отраслевой литературы”. Цели дисциплины “Издания отраслевой литературы” в подготовке редакторов. Структура дисциплины, ее связь с другими дисциплинами учебного цикла. Методологические основы и источники изучения дисциплины, методика работы над ее освоением. 2.1.2. Отраслевая монография как вид издания Очная форма обучения – 8 часов. Очно-заочная форма обучения – 4 часа. Заочная форма обучения – 4 часа. Понятие «отраслевая научная монография». Определение монографии. Объективные и субъективные предпосылки появления монографии как научного жанра. Фундаментальность отраслевой монографии как научного труда. Предмет отраслевой научной монографии. Монография как модель научного исследования. Отражение в монографии процессов познания мира, фиксация предпосылок научного исследования, его хода и результатов. Воплощенность в монографии научной рефлексии как отличительного свойства научного познания. Отражение общенаучных и специальных методов. Монография как средство научной коммуникации. Соответствие отраслевой научной монографии нормам и стандартам научной коммуникации. Творческая индивидуальность и ее проявление в отраслевой монографии. Публикация как условие существования монографии. Целевое назначение отраслевой научной монографии. Коммуникативная функция монографии как средства научного исследования в конкретной отрасли. «Участие» монографии в создании научной картины мира. Реализация в монографии диалектической природы человеческого мышления. Критичность как необходимый элемент монографии. Отраслевая научная монография и научно-технический прогресс. Обеспечение монографией преемственности научных исследований. Отражение отраслевой монографии процессов дифференциации и интеграции наук. Монография и другие научные жанры. Научная монография как итог, результат анализа и синтеза всех известных в той или иной области научного знания произведений – статей, диссертаций, научных докладов и пр. Читательский адрес отраслевой монографии. Удовлетворение читательской потребности в получении научной информации в наиболее общей и целостной форме. Высокий уровень научной компетенции читателя. Творческое восприятие содержания монографии. |
|
Продолжение | |
Хотите заработать – кликните здесь! | |