МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный университет печати
Утверждена проректором
по учебной работе
_______________________
«_____»_____________________200 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине “Издания отраслевой литературы”
по направлению «Специалист книжного дела»
специальности 021500 “Издательское дело и редактирование”
Факультет книжного дела и рекламы
Кафедра издательского дела и редактирования
Наименование Форма обучения
Очная Очно-заочная Заочная
курс сем. часы курс сем. часы курс сем. часы
IV 7 VI 11 VI
Лекции 34 14 14
Практические занятия 34 14 14
Курсовая работа - - -
Зачет - - -
Экзамен 8 11 11
Всего часов 150 150 150
Самостоятельная работа 74 111 111

Москва - 2004

Составитель: Шиманов Александр Евгеньевич
Рецензент: А.Н. Полянский (доцент МГУП)
Рабочая программа обсуждена на кафедре издательского дела и редактирования ___________, протокол N _______________
Зав. кафедрой _____________________
Одобрена Советом книжного дела и рекламы факультета
______________, протокол N
Председатель _____________________







Состав рабочей программы учебной дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
1.2. Требования к знаниям и умениям
1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины
2. Содержание дисциплины
2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
2.2. Практические занятия, их содержание и объем в часах
2.3. Курсовой проект (работа), его характеристика
3. Учебно-методические материалы по дисциплине
3.1. Основная и дополнительная литература
3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим средствам
4. Учебно-методическая карта дисциплины
5. Протокол согласования рабочей программы дисциплины с другими дисциплинами специальности





1. Цели и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям
1.1. Цель и задачи изучения дисциплины
Вступление России в эпоху рыночных отношений, кардинальные изменения во всех сферах политической, культурной и общественной жизни предъявляют качественно иные требования к сфере книгоиздания. Среди всего многообразия форм и методов редакционно-издательской работы особое место занимают процессы, связанные с моделированием изданий, рецензированием произведений, их редактированием и подготовкой различных элементов аппарата. Эти обстоятельства выводят курс «Издания отраслевой литературы» в число основных дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 021500 “Издательское дело и редактирование”.
Цель изучения дисциплины - дать студентам, будущим редакторам, знания в области теории и практики подготовки отраслевых изданий.
Потребность в освоении данного курса обусловлена самим характером редакторской деятельности, центральным местом и активной ролью редактора в подготовке отраслевых изданий. Знания в области подготовки отраслевых изданий необходимы редактору еще и потому, что он должен владеть общей издательской культурой, как всякий специалист, заинтересованный в эффективном решении своих функциональных задач.

1.2. Требования к знаниям и умениям
В результате изучения материала, предусмотренного данной рабочей программой, студенты должны получить представление о формах и методах работы редактора над отраслевой монографией, отраслевым сборником научных статей, информационными изданиями по различным отраслям знаний, отраслевой энциклопедией.
В методике обучения занятия с преподавателем строятся таким образом, чтобы побуждать студентов к активным творческим решениям. С этой целью предусматривается широкое использование в учебном процессе персональных компьютеров, самостоятельная работа студентов по выполнению конкретных заданий, например разработка концепции отраслевого издания.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины
Освоение комплекса вопросов данной дисциплины должно способствовать закреплению, углублению и более прочной связи с практикой тех знаний, которые студенты приобретают при изучении дисциплин редакторского цикла - “Редактирование. Общий курс”, “Технология редакционно-издательского процесса”, “Редакторская подготовка изданий”.

2. Содержание дисциплины
2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
2.1.1. «Издания отраслевой литературы» как учебная дисциплина; ее предмет, объект, источники
Очная форма обучения – 2 часа.
Очно-заочная форма обучения – 2 часа.
Заочная форма обучения – 2 часа.
«Издания отраслевой литературы» как учебная дисциплина вооружает студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, знакомит с основными этапами работы редактора над различными отраслевыми изданиями – монографиями, сборниками, энциклопедиями и пр. подготовка изданий».
Предмет и объект дисциплины “Издания отраслевой литературы”.
Цели дисциплины “Издания отраслевой литературы” в подготовке редакторов. Структура дисциплины, ее связь с другими дисциплинами учебного цикла. Методологические основы и источники изучения дисциплины, методика работы над ее освоением.

2.1.2. Отраслевая монография как вид издания
Очная форма обучения – 8 часов.
Очно-заочная форма обучения – 4 часа.
Заочная форма обучения – 4 часа.
Понятие «отраслевая научная монография». Определение монографии. Объективные и субъективные предпосылки появления монографии как научного жанра. Фундаментальность отраслевой монографии как научного труда.
Предмет отраслевой научной монографии. Монография как модель научного исследования. Отражение в монографии процессов познания мира, фиксация предпосылок научного исследования, его хода и результатов. Воплощенность в монографии научной рефлексии как отличительного свойства научного познания. Отражение общенаучных и специальных методов.
Монография как средство научной коммуникации. Соответствие отраслевой научной монографии нормам и стандартам научной коммуникации. Творческая индивидуальность и ее проявление в отраслевой монографии. Публикация как условие существования монографии.
Целевое назначение отраслевой научной монографии. Коммуникативная функция монографии как средства научного исследования в конкретной отрасли. «Участие» монографии в создании научной картины мира. Реализация в монографии диалектической природы человеческого мышления. Критичность как необходимый элемент монографии. Отраслевая научная монография и научно-технический прогресс. Обеспечение монографией преемственности научных исследований. Отражение отраслевой монографии процессов дифференциации и интеграции наук.
Монография и другие научные жанры. Научная монография как итог, результат анализа и синтеза всех известных в той или иной области научного знания произведений – статей, диссертаций, научных докладов и пр.
Читательский адрес отраслевой монографии. Удовлетворение читательской потребности в получении научной информации в наиболее общей и целостной форме. Высокий уровень научной компетенции читателя. Творческое восприятие содержания монографии.
Продолжение
Хотите заработать – кликните здесь!
 

Hosted by uCoz