МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный университет печати Сборник учебно-методических материалов Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению Для студентов заочной формы обучения Дисциплины по выбору студентов Специальность 021500 - «Издательское дело и редактирование» Москва 2002 Составитель и ответственный за выпуск А.Е.Шиманов, кандидат филологических наук, доцент Материалы даны в авторской редакции © Московский государственный университет печати, 2002 Содержание Предисловие……………………………………………………………………… Аннотирование и реферирование в книжном деле…………………………….. Аппарат издания………………………………………………………………….. Журналистика……………………………………………………………………... Интернет и книгоиздание………………………………………………………… Научно-техническая информация……………………………………………….. Редактирование литературы по искусству……………………………………… Редактор и автор………………………………………………………………….. Редакторская подготовка изданий учебной литературы………………………. Редакторская подготовка фотоизданий………………………………………… Рекламные издания и их подготовка……………………………………………. Предисловие В настоящий сборник включены темы контрольных работ и методические указания по их выполнению дисциплин по выбору студентов. Сборник предназначен студентам заочной формы обучения по специальности 021500 «Издательское дело и редактирование». Современное издательское дело характеризуется высоким динамизмом своего развития, быстрыми изменениями издательской структуры и взаимоотношений между предприятиями, участвующими в процессе создания и реализации книги. Все это требует от будущих специалистов углубленного изучения современного книжного дела, поэтому в дополнение к основным, обязательным, дисциплинам редакторского комплекса Кафедра издательского дела и редактирования предлагает курсы, которые студент может выбрать, ориентируясь на собственные профессиональные и личные интересы. В этих курсах рассматриваются теоретические и практические вопросы отдельных направлений редакционно-издательской деятельности, причем особое внимание уделяется конкретному опыту работы в той или иной сфере. Цель контрольной работы – закрепление и углубление знаний, приобретенных студентом при самостоятельном изучении курса, формирование системы профессиональных навыков. В ходе изучения выбранной дисциплины студенты должны в установленные учебным графиком сроки выполнить один из вариантов контрольной работы по избранной дисциплине. Если контрольная работа выполнена позднее установленного срока (во время сессии), она не проверяется, а студент к сдаче зачета не допускается. Контрольную работу необходимо оформить в соответствии с требованиями ОСТ 29.115-88 “Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования”. Страницы необходимо пронумеровать в правом верхнем углу. Работа должна быть подписана студентом с указанием даты на титульном листе ниже ее подзаголовочных данных со смещением к правому краю листа. Контрольная работа сдается студентом в деканат. В случае незачета контрольная работа возвращается студенту на доработку. Выполнению контрольной работы должно предшествовать тщательное изучение теоретического материала, его осмысление и детальная проработка. Для анализа конкретного издания необходимо привлекать книги, вышедшие в свет не ранее года выполнения контрольной работы. Контрольные работы по форме можно разделить на два вида. Так, по дисциплинам «Аппарат издания», «Научно-техническая информация», «Редактирование литературы по искусству», «Редактор и автор», «Редакторская подготовка изданий учебной литературы», «Рекламные издания и их подготовка» предусмотрены контрольные работы в виде рефератов, в которых студент должен раскрыть сформулированную тему. Объем этих контрольных работ не должен превышать 0,5 а.л. Главная задача студентов – не компиляция рекомендуемых источников, а анализ, обобщение материала. Необходимо также сделать аргументированные выводы и дать по возможности рекомендации. Особые требования к выполнению отдельных работ изложены в «Методических рекомендациях», расположенных после перечня тем конкретной работы. Это же относится к дисциплинам «Аппарат издания» и «Редактор и автор», где студентам предложено для выполнения одно задание. Что касается дисциплин «Аннотирование и реферирование в книжном деле», «Журналистика», «Интернет и книгоиздание», «Редакторская подготовка фотоизданий», то студентам предлагается выбрать один из вариантов контрольной работы, а также выполнить практическое задание. Методические рекомендации по выполнению практических заданий изложены непосредственно после их формулировки. Темы контрольных работ и методические указания по их выполнению разработаны преподавателями Кафедры издательского и редактирования МГУП - выпускающей кафедры по специальности 021500 «Издательское дело и редактирование». Аннотирование и реферирование в книжном деле Составитель: к.ф.н., доцент А.Е.Шиманов Вариант 1 Выбрать статью объемом 0,5 - 0,7 а.л. из научного либо научно-популярного периодического или продолжающегося издания; составить на нее краткий информативный реферат и справочную аннотацию. Профиль выбираемого издания должен соответствовать изучаемой дисциплине или специальности “Издательское дело и редактирование”. Желательно, в частности, использовать сборники “Научно-техническая информация” (Серия 1), “Издательское дело и редактирование. Теория. Методика. Практика”, “Книга. Исследования и материалы”. Приоритет следует отдавать статьям, содержащим нетекстовые элементы (иллюстрации, таблицы). При составлении краткого информативного реферата необходимо помнить, что в нем должны содержаться сведения о научных фактах (фактографическая информация). В практике научно-информационной деятельности информативный реферат часто используется как для документального, так и для фактографического информационного поиска. Такой реферат в известной мере может заменить специалисту первоисточник. Объем краткого информативного реферата определяется ГОСТ 7.9-95 “Реферат и аннотация. Общие требования”. Составляя справочную аннотацию, нужно обязательно указать, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Аннотация должна быть аналитической, то есть характеризовать первоисточник в определенном аспекте. Ксерокопию статьи необходимо оформить как Приложение к контрольной работе. Вариант 2 На научную монографию по проблемам научно-технической информации или издательского дела составить расширенный фрагментный реферат и рекомендательную аннотацию. При составлении расширенного фрагментного реферата следует учитывать, что в нем нужно отразить все аспекты первоисточника, изложенные в главах, составляющей реферируемый фрагмент. Объем расширенного фрагментного реферата определяется ГОСТ 7.9-95 “Реферат и аннотация. Общие требования”. Допускается использование в реферате отдельных элементов текста первоисточника без переработки (в данном случае реферат будет концептографическим). Начало реферата должно быть обобщающим и таким, чтобы оно устанавливало рубеж между известной и новой информацией. Поскольку монография - это научный документ, то начинать изложение материала в реферате лучше с названия новой проблемы, нового вопроса, поскольку новизна информации предопределяет ее полезность. Такое начало сразу введет читателя в атмосферу того существенного, что дано в первоисточнике. Составляя рекомендательную аннотацию, необходимо четко указать читательский адрес первоисточника. Аннотация должна быть аналитической, то есть характеризовать условия эффективного использования социальной информации, содержащейся в первоисточнике. Вариант 3 Составить индикативный реферат на статью объемом 0,8 - 1 а.л. из научного или научно-популярного периодического издания. Провести координатное индексирование - выразить основное содержание статьи с помощью ключевых слов (8 - 10 лексических единиц). При составлении индикативного реферата следует помнить, что он не должен содержать фактографическую информацию; в индикативном реферате только указывается на наличие в первоисточнике научных фактов. Индикативный реферат помогает специалисту принять решение о целесообразности обращения к тексту первоисточника. По объему реферат должен быть кратким (не более 850 п.з.). Необходимо помнить, что в индикативном реферате указываются только такие смысловые аспекты, которые заслуживают реферирования, то есть содержат новые полезные сведения. Целевое назначение индикативного реферата - обратить внимание потребителя информации на важность научного документа. При координатном индексировании первичного документа необходимо ключевые слова искать в заглавии статьи, первых и последних абзацах, фрагментах, выделенных полужирным или курсивным шрифтом, и пр. Глубина индексирования (количество ключевых слов) определяется объемом и содержанием первоисточника, но не должна превышать 8-10 лексических единиц. Ключевые слова приводятся в столбик через запятую. Вариант 4 Составить расширенный аспектный реферат и рекомендательную аннотацию на научную монографию по проблемам научно-технической информации или издательского дела. При выборе научной монографии следует ориентироваться на издания в области научно-технической информации и книгоиздательского дела. При составлении расширенного аспектного реферата необходимо сконцентрировать внимание на нескольких ключевых аспектах первоисточника и отразить их в реферате. Необходимо помнить, что в расширенном реферате, как и в кратком, не должно быть избыточной информации. В применении к реферату понятие избыточности следует рассматривать, исходя из общего его целевого назначения - передать основную информацию, содержащуюся в первичном документе и относящуюся к теме реферата. В отдельных случаях, когда приходится составлять целевые рефераты, ориентированные на индивидуальных потребителей или на выполнение определенных функций (адресная, прогностическая и пр.), должны учитываться конкретные цели, что может привести к сужению темы реферата. Отсюда вытекает, что в реферате нужно считать избыточной информацию, не составляющую основы содержания первичного документа, а также информацию, не относящуюся к теме (к цели составления) реферата. Рекомендательная аннотация должна иметь уточняющий характер, то есть дополнять содержательные области и элементы библиографического описания. Список рекомендуемой литературы 1.Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А. и др. Редакторская подготовка изданий: Учебник для вузов/ Под ред. С.Г.Антоновой. – М.: МГУП, 2002. – 468 с.1. 2. Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Туров И.С., Черный А.И. Инфосфера: Информационные структуры, системы и процессы в науке и технике. - М.: ВИНИТИ, 1996. - С. 250-256. 3. ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования// Стандарты по издательскому делу/ Джиго А.А., Калинин С.Ю. - М.: Юристъ, 1998. - С. 132-137. 4. Гречихин А.А., Здоров И.Г. Информационные издания: Типология и основные особенности подготовки. - М.: Книга, 1988. - С. 118-158; 237-239. 5. Истрина М.В. Аннотирование произведений печати: Методическое пособие. - М.: Книга, 1981. - 48 с. 6. Конюшко А.Е. Функциональные свойства реферативных изданий// НТИ. Сер. 1. – 1993. - № 4. – С. 17-20. 7. ОСТ 29.115-88. Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования// Стандарты по издательскому делу/ Джиго А.А., Калинин С.Ю. - М.: Юристъ, 1998. - С. 221-243. 8. Соловьев В.И. Подготовка и редактирование информационных изданий: Учебное пособие. - М.: МПИ, 1986. - С. 14-40. 9. Соловьев В.И., Конюшко А.Е. Универсализация подготовки реферата многоцелевого назначения// НТИ. Сер. 1. – 1991. - № 7-8. – С. 50-53. Аппарат издания Составитель: к.ф.н., доцент Н.З.Рябинина Задание 1. Проанализируйте аппарат серийного издания (можно взять серии научно-популярной или литературно-художественной литературы). Издания должны быть 1998-2002 гг. 2. По результатам анализа составьте рецензию, в которой следует отразить все достоинства и недостатки справочного аппарата. 3. Составьте рекомендательный список литературы для изучения темы "Аппарат издания" (не менее 15 источников). Контрольная работа должна состоять из: 1) анализируемого серийного издания; 2) рецензии; 3) рекомендательного списка литературы. Методические указания 1. Ознакомившись с книгой, необходимо прежде всего выяснить, к какому виду литературы относится произведение, какого типа это издание. Затем потребуется исследовать, во-первых, аппарат в целом, совокупности его элементов и, во-вторых, каждый элемент в отдельности, а в результате определить оптимальность состава аппарата и качество его подготовки. Редакторский анализ предполагает четкую ориентацию на подбор элементов аппарата в соответствии с изданием такого вида и типа, специфическими признаками произведения. После оценки состава аппарата потребуется проанализировать каждый элемент, имея в виду его роль в книге, функциональное назначение, специфику, связь с другими элементами, с основным текстом, рассмотреть содержание, построение материала, его организацию, язык и стиль, способы связи с произведением, размещение в издании, соответствие требованием действующих нормативных документов. В результате анализа предполагается выявить достоинства и недостатки каждого элемента аппарата, его общую оценку и сделать вывод о качестве подготовки аппарата издания в целом. Выводы рецензии целесообразно связать с рекомендациями, направлениями на совершенствование изданий такого вида и типа, повышение уровня культуры издания в целом. 2. Для составления рекомендательно библиографического списка следует уточнить его функциональное назначение, читательский адрес. Эта работа предполагает: библиографический поиск, ознакомление с литературными источниками, отбор необходимых материалов, составление списка. Библиографическое описание в списках лучше располагать в алфавитном порядке, обязательно учитывать ГОСТ 7.1-84 "Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления". Список рекомендуемой литературы Основная литература Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А. и др. Редакторская подготовка изданий: Учебник для вузов/ Под ред. С.Г.Антоновой. – М.: МГУП, 2002. – 468 с. Стандарты по издательскому делу/ Сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. – М.: Юристъ, 1998. Энциклопедия книжного дела/ Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Э.П. Гаврилов и др. – М.: Юристъ, 1998. Дополнительная литература Книга: Энциклопедия. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. Типология изданий. – М.: Книжная палата, 1990. Продолжение см. ниже, по ссылке. |
|
Продолжение | |
Хотите заработать - кликните здесь! | |