МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный университет печати


Сборник
программно-методических материалов
Примерные программы

Дисциплины по выбору студентов





Специальность
021500 - «Издательское дело и редактирование»






Москва 2002











Составитель и ответственный за выпуск
А.Е.Шиманов, кандидат филологических наук, доцент

Материалы даны в авторской редакции






© Московский государственный
университет печати, 2002














Содержание

Предисловие………………………………………………………………………
Аннотирование и реферирование в книжном деле……………………………..
Аппарат издания…………………………………………………………………..
Журналистика……………………………………………………………………...
Интернет и книгоиздание…………………………………………………………
Научно-техническая информация………………………………………………..
Редактирование литературы по искусству………………………………………
Редактор и автор…………………………………………………………………..
Редакторская подготовка изданий учебной литературы……………………….
Редакторская подготовка фотоизданий…………………………………………
Рекламные издания и их подготовка…………………………………………….




























Предисловие



В настоящий сборник включены примерные учебные программы дисциплин по выбору студентов, предлагаемых Кафедрой издательского дела и редактирования МГУП на разных курсах обучения. В этих дисциплинах развиваются и углубляются предметы редакторского комплекса. Изучение предлагаемых дисциплин усиливает практическую направленность знаний, обеспечивает более конкретное знакомство с современным опытом издательской и редакторской работы.
При выборе той или иной дисциплины студент может учитывать свои профессиональные и личные интересы. Эти дисциплины, как правило, содержат самые последние результаты теоретических исследований в области издательского дела и редактирования.
Каждая программа, вошедшая в данный сборник, содержит развернутый перечень основных разделов (тем) дисциплины. Кроме того, приводятся списки основной и дополнительной литературы, а также сведения о средствах обеспечения освоения дисциплины.
Поскольку объем дисциплин и виды учебной работы меняются с учетом специфики обучения на данный момент, информация о количестве часов, отведенных на лекции, практические занятия, самостоятельную работу и пр., в программы не включена. Преподаватели в индивидуальном порядке решают, какая форма учебной работы является оптимальной для данного курса, какое количество часов отвести на отдельные темы.
Программы рекомендованы Учебно-методической комиссией по специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» и утверждены Советом Факультета книжного дела и рекламы.






Аннотирование и реферирование в книжном деле
Составитель: к.ф.н., доцент А.Е.Шиманов
____________________________________________________________


1. Цели и задачи дисциплины
Вступление России в эпоху рыночных отношений, кардинальные изменения во всех сферах политической, культурной и общественной жизни предъявляют качественно иные требования к сфере книгоиздания. В настоящее время, когда информационные ресурсы оцениваются во всем мире как наиболее дорогостоящий капитал, существенно возрастают роль и значение книги как источника информации. Среди всего многообразия форм и методов редакционно-издательской работы особое место занимают процессы, связанные с информационной компрессией – библиографированием, аннотированием, реферированием, индексированием и подготовкой обзоров. Эти обстоятельства выводят курс «Аннотирование и реферирование в книжном деле» в число основных дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 021500 “Издательское дело и редактирование”.
Цель изучения дисциплины - дать студентам - будущим редакторам знания в области теории и практики аннотирования и реферирования.
Потребность в освоении данного курса обусловлена самим характером редакторской деятельности, центральным местом и активной ролью редактора в информационных процессах. Знания в области аннотирования и реферирования необходимы редактору еще и потому, что он должен владеть общей информационной культурой, как всякий специалист, заинтересованный в эффективном решении своих функциональных задач.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения материала, предусмотренного Программой, студенты должны получить представление о процессе информатизации общества, аналитико-синтетической переработке информации как виде редакционно-издательской работы, современных типологических моделях аннотаций и рефератов, нормативных документах, в которых излагаются требования, предъявляемые к аннотациям и рефератам, научных основах свертывания информации.
В методике обучения занятия с преподавателем строятся таким образом, чтобы побуждать студентов к активным творческим решениям. С этой целью предусматривается широкое использование в учебном процессе персональных компьютеров, самостоятельная работа студентов по выполнению конкретных заданий.
Освоение комплекса вопросов данной дисциплины должно способствовать закреплению, углублению и более прочной связи с практикой тех знаний, которые студенты приобретут при изучении дисциплин редакторского цикла - “Редактирование. Общий курс”, “Технология редакционно-издательского дела”, “Редакторская подготовка изданий”.

3. Содержание разделов дисциплины
3.1. Аннотирование и реферирование в книжном деле как учебная дисциплина, ее предмет, задачи, источники
Информационные процессы в системе социальных коммуникаций. Закон информированности и упорядоченности.
Объект и предмет дисциплины “Аннотирование и реферирование в книжном деле”.
Цели дисциплины “Аннотирование и реферирование в книжном деле” в подготовке редакторов. Структура дисциплины, ее связь с другими дисциплинами учебного цикла. Методологические основы и источники изучения дисциплины, методика работы над ее освоением.



3.2. Аналитико-синтетическая переработка информации
Аналитико-синтетическая переработка информации (АСПИ) как составная часть научно-информационной и редакционно-издательской деятельности. Необходимость АСПИ: ее цели и сущность (анализ содержания документов, извлечение нужных сведений, их оценка, сопоставление, обобщение). Отличие АСПИ от исследовательской работы. Основные виды АСПИ: библиографирование, аннотирование, индексирование, реферирование, подготовка обзоров.
Формула библиографического описания: методика ее составления. Обязательные и факультативные элементы, система условных разделительных знаков, их значение для информационного поиска.
Библиографическое описание и библиографическая запись. Монографическое и аналитическое библиографическое описание. ГОСТ 7.1-84.
Сущность и задачи аннотирования. Методика составления аннотации, ее структура, объем и языково-стилистические особенности. Специфика составления справочных и рекомендательных, общих и специализированных, кратких и расширенных аннотаций. Применение различных видов аннотаций в издательском деле.
Реферирование как вид АСПИ. Сущность и задачи реферирования. Смысловые аспекты содержания документа как инвариантная основа преобразования информации. Критерии оценки информации в процессе реферирования. Структура, язык, объем реферата. ГОСТ 7.9-95.
Обзорно-аналитическая деятельность. Ее организационные и методологические основы. Сущность и задачи анализа и синтеза информации при составлении обзоров. Количественные и качественные характеристики источников информации. Основные этапы и приемы анализа и синтеза содержания источников (изучение и отбор информации, ее сопоставление и оценка, синтезирование и систематизация).
Библиографические, реферативные, аналитические и монографические обзоры, особенности их подготовки.

3.3.Типологические особенности аннотаций
Аннотация как вторичный документ. Целевое назначение как основа типологии аннотаций. Сигнальная (справочная), оценочная и рекомендательная аннотации.
Основные разновидности сигнальной аннотации. Уточняющая сигнальная аннотация, общая сигнальная аннотация, аналитическая сигнальная аннотация, сводная сигнальная аннотация.
Виды оценочной аннотации. Сопоставительная оценочная аннотация, критическая оценочная аннотация, сводная оценочная аннотация.
Разновидности рекомендательной аннотации. Сигнальная рекомендательная аннотация, аналитическая рекомендательная аннотация, сводная рекомендательная аннотация.
Семиотическая форма аннотации. Текстовая, табличная, иллюстративная аннотация.

3.4.Реферат как информационная модель первоисточника
Реферат как элемент библиографической записи и выходных сведений. Структурная характеристика реферата.
Особенности подготовки информативных и индикативных рефератов. Рефераты монографические (одноисточниковые), сводные, аспектные, фрагментные; общие и специализированные; краткие и расширенные; текстовые, анкетные, табличные. Области их применения. ГОСТ 7.9-95.
Многофункциональность рефератов. Информативная, индикативная, коммуникативная, справочная, поисковая, адресная, сигнальная, прогностическая функции рефератов. Функция индексирования.

3.5. Научные основы реферирования
Реферирование как вид АСПИ. Сущность и задачи реферирования. Смысловые аспекты содержания документа как инвариантная основа преобразования информации.
Поаспектный метод составления рефератов. Информационно-классификационный метод реферирования. Критерии оценки информации в процессе реферирования. Виды потерь информации при реферировании. Структура, язык, объем реферата.
Особенности работы редактора над различными видами рефератов. Понятия семантической адекватности и семантической эквивалентности реферата тексту первоисточника. Язык и стиль реферата.
Задачи предмашинной обработки документов в условиях автоматизированного выпуска информационных изданий.



4.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1. Рекомендуемая литература
Основная литература
Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А. и др. Редакторская подготовка изданий: Учебник для вузов/ Под ред. С.Г.Антоновой. – М.: МГУП, 2002. – 468 с.
ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления// Стандарты по издательскому делу/ Джиго А.А., Калинин С.Ю. - М.: Юристъ, 1998. - С. 9-74.
ГОСТ 7.27-80. Научно-информационная деятельность. Основные требования и определения. - М.: Изд-во стандартов, 1981. - 14 с.
ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования// Стандарты по издательскому делу/ Джиго А.А., Калинин С.Ю. - М.: Юристъ, 1998. - С. 132-137.
Истрина М.В. Аннотирование произведений печати: Методическое пособие. - М.: Книга, 1981. - 48 с.
Леонов В.П. Реферирование и аннотирование научно-технической литературы. - Новосибирск: Наука, 1986. - 176 с.
Соловьев В.И., Конюшко А.Е. Универсализация подготовки реферата многоцелевого назначения// НТИ. Сер. 1. - 1991. - № 7-8. - С. 50-53.
Шиманов А.Е. Аналитико-синтетическая переработка информации как учебная дисциплина// НТИ. Сер. 1. – 2001. - № 7. – С. 12-14.

Дополнительная литература
Гречихин А.А., Здоров И.Г. Информационные издания: Типология и основные особенности подготовки. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книга, 1988. - 272 с.
Конюшко А.Е. Реферативные журналы и информатизация. Тез. док. Первого конгресса: “Мир информации, вселенная, личность, общество”. - 24-28 ноября 1992 г. - М., 1992. - С. 22-24.
Семеновкер Б. Функции библиографической записи в электронной среде// Библиотековедение. - 1999. - № 2. - С. 88-99.
Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов: Вопросы теории и практики// А.А.Гречихин, И.Г.Здоров, В.И.Соловьев. Жанры информационной литературы. Обзор. Реферат. – М., 1983. – С. 199-320.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. На пути к устойчивому развитию цивилизации: информационные факторы// Информатизация общества. - 1997. - № 2-3. - С. 20-27.

4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Дисплейный класс, оснащенный персональными компьтерами Pentium- II и Pentium-III, принтерами и сканерами.

Продолжение см. ниже. по ссылке.
Продолжение
Хотите заработать - кликните здесь!
 

Hosted by uCoz